Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Росинка»

Педагогические разработки

Дети приёмные и родные.

Несмотря на все трудности адаптации и стрессы, которым подвержены приёмные дети с приходом в семью, психологически в более трудном положении, как ни странно, находятся именно родные дети.

Это объясняется тем, что они теряют часть внимания и любви родителей. Особенно травматично это бывает для единственных детей в семье. Приёмные дети часто младше по возрасту родных, поэтому на старших, родных детей, часто вливаются некоторые обязанности по присмотру за младшим. Для ребенка это не всегда посильная и приятная ноша. Родные дети, привыкшие слушаться родителей, иногда испытывают стресс от грубых выходок приемных детей. С приходом приемного ребенка в семью между детьми неизбежно происходит «деление территории»: место для отдыха, сна, занятий, игрушки, телевизор, компьютер и т.д. Как долго продлится  этот процесс, и кто останется победителем – спорный вопрос.

Социальное окружение семьи: что говорить или не говорить окружающим? Как реагировать? Защищать приемного ребенка или игнорировать? Эти внутренние переживания тоже могут томить душу вашего родного ребенка.

Прежде чем сделать важный шаг к принятию ребёнка в семью из учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проанализируйте свои внутрисемейные детско-родительские отношения.

Ответьте себе честно, насколько благополучны ваши отношения с собственным ребенком. И если приемный ребенок – это лишь попытка исправить ошибки прежнего стиля воспитания, то конечно, не стоит этого делать.

Как быть в этих проблемных ситуациях? Как помочь взаимодействию родного и приемного ребенка?

Если родной ребенок находится в достаточно сознательном возрасте, принятие решения  о приемном ребенке должно быть с ним согласовано. Решение о принятии ребенка в семью должно быть совместным. Родные дети должны знать, что такое детский дом, почему дети туда попадают и почему их от туда забирают. Ребенок должен знать, чем ему это грозит: приемный малыш может плохо себя вести, капризничать, ломать игрушки, болеть и т.д. Чтобы идеалистические картинки не вызвали у ребенка разочарования, родные  дети должны быть уверены, что их положение в семье прочно, они по-прежнему любимы, их интересы будут соблюдены, внимание будет уделяться, как прежде. В этом случае родные дети будут мощной поддержкой в воспитании приёмного ребенка.

На ребенка любого возраста, даже подростка, не стоит накладывать обязанности воспитания младших. Не делайте из своего ребенка няньку, не упрекайте его тем, что он мало времени уделяет приемному малышу.

Дети остаются детьми, у них есть свои задачи возрастного развития. Младший школьник не несет никакой ответственности за младшее дитя, подросток озабочен свои внутренним миром. Отдельные поручения, конечно, могут быть. Но воспитание приемного ребенка – это Ваше решение и Ваша ответственность.

Агрессивное поведение приемных детей.

Агрессия, несдержанность, грубость пугают родных детей. Нужно объяснить им, почему приёмный ребёнок так себя вел, а не иначе, а приёмному объясните, что не надо копить в себе недовольство, тревогу, а лучше рассказать о них тому человеку в семье, которому он больше доверяет.

Агрессия приемных детей не должна вызывать ответную агрессию со стороны взрослых. С другой стороны, если Вы заметили, что ваш родной ребенок проявляет признаки враждебности к приёмному, поговорите с ним об этом. Скажите, что понимаете, что с ним происходит. Следите за тем, чтобы у ребенка не развилось чувство вины за негативные мысли и поступки по отношению к приемному ребенку.

Когда дети будут ссориться, старайтесь остановить их и недопытывайтесь, из-за чего они повздорили, а лучше всего – как можно меньше вмешиваться в их ссоры. Дети будут меньше драться, если они поймут, что их ссоры на вас не действуют.

На первых парах постарайтесь сохранить за родными детьми их территорию и игрушки. Детям самим нужно решить, какие игрушки будут общими, а с какими  они не в силах расстаться. Если же Вам кажется, что ваш ребенок мало делиться, не нужно считать его жадным, дайте ему время освоиться.

С появлением в семье приемного ребенка Ваш ребенок может начать говорить об этом соседям, на улице, в школе или детском саду. В том числе не очень приятные вещи, ведь ребенка может что-то тревожить, возмущать или расстраивать. Прямой запрет говорить о сложностях поведения приемного ребенка ни к чему хорошему не приведет. На семейном совете должна быть выработана общая стратегия поведения семьи, направленная на защиту интересов приемного ребенка и на создание благоприятной атмосферы в семье.

Понимание трудного положения приемного ребенка Вами и вашим родным ребенком, понимание испытаний, выпавших на его долю, - это должно служить мотивом поведения и обсуждения приемных детей за пределами семейного круга. Заботясь об адаптации приемного ребенка в семье, не забывайте о собственном ребенке. Разделите их чувства, выслушайте их, уделите их чувства, уделите время индивидуально каждому, проявите понимание, высказывайте свое мнение и не утаивайте информацию о них.

Как бы сильно не было ваше желание взять ребенка в свою семью, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми.

Дополнительная информация