Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Росинка»

Педагогические разработки

Занятие «Мой дом. Моя семья»

Конспект открытого занятия

на тему: «Мой дом. Моя семья»

воспитателя семейной группы «Непоседы»

Кузнецовой Натальи Владимировны

 

Цель:

Сформировать у воспитанников положительное представление о доме.

Задачи:

1. Образовательная: Систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека.

2.Развивающая: Развивать у воспитанников навыки совместной деятельность, сотрудничества.

3.Воспитательная: Формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому.

4.Оздоровительная: Создать условия для успешной адаптации воспитанников при переходе в замещающую семью, атмосферу эмоционального комфорта.

 Оборудование:

Ноутбук. Магнитная доска  с магнитами. Тренога с подставкой, мяч, материалы для творчества: (в конвертах) геометрические фигуры и клей-карандаши, дом-аппликация из геометрических фигур.

Предварительная подготовка: 

Рисунки на тему «Дом моей мечты»для оформления группы.

Аппликации из геометрических фигур.

Наглядные пособия-картинки: «Дом»,  «Дома разных народов мира».

 «Бревна» и макет дома.

Подбор пословиц о доме.     

Ход мероприятия:

Звучит «Песенка о доме».    Дети входят в группу и встают в круг.

1. Организационный момент.

 1) Упражнение – энергизатор.

Воспитатель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые приветственные слова, постарайтесь не повторяться.

(здравствуй, приветствую тебя, доброго дня тебе, рад тебя видеть, привет, мир твоему дому)

Присаживайтесь.

2) Вступительная беседа

Воспитатель: Для того, чтобы узнать о чём сегодня мы будем говорить, предлагаю вам посмотреть на картинки, которые я вам покажу и немножко порассуждать.

- Кто мне скажет, какая тема нашего разговора? (ответы детей)

Правильно, тема нашей встречи – «Мой дом».

Необходимые материалы: картинки  на тему «дом».

 2. Основная часть

1)Игра – разминка «Ассоциации».
Воспитатель: Прежде чем мы начнем, я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Дом». Кидаем мяч друг другу и называем слова, с которыми у вас ассоциируется слово «Дом».
(уют, ночлег, гнёздышко, жильё, тепло, очаг)

Молодцы, все справились хорошо.

Необходимые материалы: мяч

 2) Беседа «Зачем человеку дом?»

- Ребята, мы с вами построили свои дома. Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: зачем человеку дом?

Предполагаемые ответы детей:

Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).

Чтобы завести семью.

Для того, чтобы в нем жили дети.

Для защиты от врагов.

Для ведения хозяйства.

Чтобы радоваться, устраивать праздники.

Чтобы отдыхать.

Чтобы заниматься любимым делом.

- Хорошо, вы все ответили правильно! 

 3) Информирование «Виды домов».

Воспитатель:    Дом – это то, что необходимо каждому человеку, в какой стране он бы не жил. Дома многих народов и национальностей отличаются. Давайте познакомимся, какие дома строят представители разных народов.
Необходимые материалы: картинки «Дома народов мира», краткое описание (1.  Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа          Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

   2. Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

   3. Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников.

   4. Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель.

  5. Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Этот народ всю свою жизнь проводит в лодках. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят.

     6. Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. Люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города.

       7. Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов. Сверху оставляют дымовое отверстие.

     8.  Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому.)

4) Упражнение «Строим дом». 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам побывать в роли строителей дома. Но сначала необходимо разбиться на пары. Сделаем мы это необычным способом (игра «Собери пословицу»). Каждый из вас вытянет листок с частью пословицы. У кого из ребят найдётся вторая часть пословицы – с тем в паре вы и будете работать.
Необходимые материалы: пословицы о доме (В гостях хорошо, а дома лучше. Дом вести, не лапти плести. Дом крепок не укладом, а ладом). разрезанные на две части.

Воспитатель: - Вот в таких парах вы будете строить свои дома. Займите рабочие места за столами. У вас в конверте собраны геометрические фигуры разных цветов и размеров – целый склад «Стройматериалов». Можете посоветоваться в паре и приступайте к строительству, фантазируйте, помощь друг другу приветствуется. Из имеющихся у вас «деталей» можно построить и простой домик с трубой и целый дворец. У меня получился вот какой дом, а что получиться у вас, мы скоро узнаем.

Обсуждение упражнение: Каждая пара представляет получившиеся аппликации, описывает свои дома.
Воспитатель: - Каким получился ваш дом? Что вы можете о нём рассказать?

(Наводящие вопросы: сколько в нём этажей, из чего он сделан, кто там будет жить, кроме вас)

Необходимые материалы: заготовки «стройматериалов»  в конвертах на каждую пару, листы плотной бумаги, клей, магнитная доска с магнитами.

 

6. Упражнение «Наполнение дома».
Воспитатель:   Представьте, что мы с вами одна большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне, например, нужна в семье любовь. А вам?
(Детям представляются «бревна», на которых написаны характеристики дома: любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение, теплота, справедливость, радость. На выбранном «бревне» дети прочитывают слово и прикрепляют «бревно» к макету.) 
Ну, вот мы с вами построили дом, который не просто красив снаружи, но и очень теплый внутри. 
Необходимые материалы: бревна со словами (характеристики дома) на каждого ребенка, макет дома, клей.

 3. Итоговая часть.

1.Рефлексия:
- А теперь давайте вспомним, что нового и полезного вы сегодня узнали?

(Ответы детей обобщаются: мы с вами поговорили о том, как важен и необходим дом для каждого человека, какие дома бывают у разных людей, что необходимо для того, чтобы в доме было комфортно всем его жителям. Мы  испытали себя в роли строителей дома и заполнили дом внутренним содержанием.)  

В гостях хорошо,

а дома лучше.

Дом вести,

не лапти плести.

Дом крепок не укладом,

а ладом.

 

 

 

Дополнительная информация